Страницы

Solo Email Ads

Важно

суббота, 28 января 2012 г.

Партикулярный бал в Старице



28 января этого года жители старинного, тихого городка Старица, расположенного на берегу Волги в Тверской области, были удивлены заметным оживлением возле неприметного двухэтажного особнячка купца Дмитрия Федоровича Филиппова, в котором располагается Отдел культуры Администрации города и местный ЗАГС. Из огромного туристического автобуса с московскими номерами высыпала группа одетых по последней столичной моде людей. С их появлением старинное здание ожило, словно кто-то отмотал ленту времени на двести лет назад в начало XIX века. Дом наполнился суетой и шумом, предшествующей большому событию. Телевизионные камеры, журналисты, фотокорреспонденты один за одним входили в особняк. «Что здесь происходит? - интересовались местные жители, - кино снимают?». «Нет сегодня здесь состоится не киношный, понарошку, а самый настоящий бал», - отвечали сотрудники Отдела культуры. Чем и кого привлек скромный особняк в тихом городке Старица? Двухэтажный дом купца Филиппова не особенно выделяется из череды старых строений на улице Ленина, но краеведы знают, что внутри особняка – прекрасно сохранившиеся интерьеры XIX века. Они и сегодня выглядят почти так же, как в январе 1829 года, когда в этом доме на балу А.С.Пушкин встретил Катеньку Вельяшеву, дочку исправника Старицы Александра Васильевича Вельяшева (бывшего ротмистр лейб-гвардии Уланского полка, который сделал блестящую военную карьеру, и за «отличную, усердную и ревностную службу» был пожалован многими орденами и золотой саблей с надписью «За храбрость»). Хорошенькую шестнадцатилетнюю девушку, обладательницу неотразимых фиалковых глаз, представил поэту его тригорский приятель Алексей Вульф, как свою кузину. Не удивительно, что впечатлительному Пушкину Катенька понравилась. Но романа не случилось: девушка была скромна, строга и слушалась папеньку. От их встреч осталось лишь стихотворение об увлечении поэта. Подъезжая под Ижоры, Я взглянул на небеса И воспомнил ваши взоры, Ваши синие глаза. Хоть я грустно очарован Вашей девственной красой, Хоть вампиром именован Я в губернии Тверской, Но колен моих пред вами Преклонить я не посмел И влюбленными мольбами Вас тревожить не хотел. Упиваясь неприятно Хмелем светской суеты, Позабуду, вероятно, Ваши милые черты, Легкий стан, движений стройность, Осторожный разговор, Эту скромную спокойность, Хитрый смех и хитрый взор. Если ж нет... по прежню следу В ваши мирные края Через год опять заеду И влюблюсь до ноября. Пушкин выполнил своё обещание и вновь посетил Старицу в октябре 1829. «Проезжая из Арзрума в Петербург,- пишет он в письме другу Вульфу,- я своротил вправо и прибыл в Старицкий уезд… Гретхен (так он называл Катеньку) хорошеет, и час от часу делается невиннее». Теперь становиться понятно, почему дом купца Филиппова привлек внимание московского Исторического общества «Бал в русской усадьбе», которые увлечены реконструкцией балов в сохранившихся русских усадьбах. Реконструкция включает в себя исторически точное воссоздание бала начала-середины XIX века вплоть до мельчайших деталей. В первую очередь - это хореографически точное воссоздание танцев, костюмов и правил поведения того периода. Для этого участники общества тщательно изучают мемуары, исторические документы, литературные произведения, музыку, произведения живописи и архитектуры, особенности культурной и светской жизни того периода. Иными словами полностью погружаются в эпоху. Историческое общество «Бал в русской усадьбе» работает при поддержке «Общества изучения русской усадьбы» созданного при Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева. Как говорят смотрители сохранившихся русских усадеб, чтобы воссоздать дух усадеб и передать его следующим поколениям, совершенно необходимо проводить в них мероприятия, реконструирующие события давних лет. Это могут быть балы, литературные и музыкальные вечера, концерты и турниры. Молодежь должна иметь возможность не просто увидеть, но и ощутить то колоссальное культурное наследие, которое оставили нам предки. К сожалению ни Минобраз, ни Минкультуры не заинтересовались этой темой. И как водится в нашей стране, эту задачу взвалили на себя общественники-энтузиасты. На сегодняшний день в крупных городах России работают около сорока исторических обществ, занятых реконструкцией исторических событий: сражений, балов и т.д.. Примерами таких клубов могут быть: исторический клуб «Русский бал», «Золотой клуб», «Бал тысячелетия», «Ангаже», «Возрождение», «Бал в русской усадьбе» - это в Москве; «Вилланелла» - в Санкт-Петербурге, Историко-Культурный Центр "Отражение" и Студия исторического танца "Медиваль" - в Новосибирске, «Альвеарэ» - в Мурманске и многие другие. Существует также Международная ассоциация исторического танца. Историческое общество «Бал в русской усадьбе» работает под председательством Алексея Борисовича Семилеткина. С момента основания общества (2008 г.) его участники провели 18 балов в красивейших усадьбах Подмосковья, Санкт-Петербурга, Костромы и других бывших губернских столицах. Балам предшествует напряженная подготовка. Под руководством профессионалов-балетмейстеров изучаются старинные танцы, которых, кстати, около тридцати, бальный и светский этикет, история усадеб и их хозяев, по старинным лекалам шьются костюмы, подготавливаются музыкальные и литературные номера. В задачу участников общества вовсе не входит поиграть в светских дам и галантных кавалеров XIX века, их задача возродить дух Золотого века России, породившего великих писателей, военачальников, ученых, художников и музыкантов. Но вернемся к нашему балу. В три часа пополудни в танцевальном зале дома Филиппова, в том самом, где танцевал А.С.Пушкин, вновь грянул бал! Настал тот миг начала бала, Когда сквозь времени порез Колонна пар затрепетала, С балкона грянул полонез! В соответствии с многовековым бальным протоколом бал начался полонезом. Этот великолепный, церемониальный танец позволяет всем участникам бала показать себя во всей красе. Несмотря на видимую простоту, ни один танец не требовал такой строгой осанки, горделивости и собранности, как полонез. Когда парадно одетые гости с важностью под торжественную музыку шествовали по залу, это была своего рода выставка блеска, пышности и знатности. В первой паре, возглавляющей шествие пар, опять же по традиции - хозяйка бала - заведующая отделом культуры А.И.Криницына и руководитель Исторического общества «Бал в русской усадьбе» Алексей Борисович Семилеткин. Дамы в платьях начала XIX века стиля «ампир» и специальных бальных туфельках (никаких шпилек: соблюдаем этикет – не уродуем паркет), в руках необходимый аксессуар – бальный веер, на поясе – бальная книжечка, в которую записывается, какому кавалеру обещан очередной танец. Мужчины во фраках и в форме офицеров различных полков императорской армии, их белые лосины подчеркивали стройность ног в высоких хромовых сапогах. Строгий дресс-код вынуждены были выполнять и представители прессы: операторы ТВ, фотокорреспонденты, журналисты, освещающие мероприятие. Вслед за полонезом следовал экосез, и далее еще около 20 танцев эпохи XIX века: вальсы (Кентский, Кембриджский, Венский, Контрданс), кадрили (французская, русская), Вирджинский рил, манимаск, этрурия, мазурка, венский тампет, котильон, и другие. Как видно из названий, балу предшествовала серьезная подготовка. Участники бала воссоздали все до мельчайших подробностей: танцы, костюмы, прически, аксессуары, манеру общения и, представьте себе, этические нормы поведения, присущие той эпохе. В перерывах между танцами, как это было заведено в позапрошлом веке, звучали романсы в исполнении местной жительницы Ольги Карун. «Такое великолепное исполнение сравнимо с московскими профессионалами!», - констатировали слушатели. В литературном салоне общество развлекал былями и легендами из истории Старицкого уезда архивариус Александр Владимирыч Шитков. Бал гремел до поздней ночи. Танцевальная программа включала в себя около 20 танцев со сложным рисунком и разнообразными перестроениями пар. Нагрузка на танцующих и полученный адреналин, сопоставимы, разве что, с марафонским бегом. Кстати, правила балов, предусматривали, что кавалер мог танцевать с одной и той же дамой не более трех танцев. Партнеры постоянно должны меняться – все хотят танцевать! Руководил балом, как генерал руководит сражением, танцмейстер Сосницкий Сергей Станиславович - профессиональный педагог-хореограф. Он определял очередность танцев, количество пар, объявлял смену фигур в танце, сам танцевал в ведущей паре, напоминал танцующим порядок движений. Танцмейстер деликатно следит, чтобы на балу все танцевали: он мог представить даме незнакомого ей кавалера. Он же заботился об отдыхе музыкантов. Как рассказал Сергей Станиславович все участники бала предварительно прошли обучение не только танцам, но и манерам. Традиционный бальный этикет предполагает обязательную демонстрацию красивых движений, осанки, улыбки, умения непринужденно поддержать разговор, умения сдерживать эмоции. Прежде танцмейстер – это человек очень влиятельный в обществе. Так знаменитым танцмейстером Москвы был Иогель Петр Андреевич. С 1800 года он обучил танцам четыре поколения москвичей. Иогель преподавал танцы в Университетском благородном пансионе, в котором учились В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов. Он был лучшим мастером своего дела. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» писал, что «у Иогеля были самые веселые балы в Москве, на которые приезжали только те, кто хотел танцевать и веселиться». Иогель снимал большие залы в домах вельмож для проведения балов. Кстати, как раз на одном из таких балов А.С.Пушкин познакомился со своей будущей женой – Натальей Гончаровой. Бал в доме купца Филиппова гремел до поздней ночи и удался на славу. Все его участники получили возможность почувствовать духом эпохи, прикоснуться к Золотому веку Отечества. Но кончен бал, погасли свечи, выпито шампанское, участники бала переоделись в привычную, современную одежду, попрощались с гостеприимной Старицей, заняли свои места в автобусе. Впереди два с половиной часа езды. Далеко за полночь они доберутся до Москвы, мечтая успеть на последний поезд в метро или на последний автобус. На обратной дороге в Москву, я потрясенная впечатлениями от бала, тем не менее, все еще продолжала выспрашивать у его участников, что все-таки побуждает их заниматься столь необычным и дорогостоящим хобби. Уточняю, участники прошедшего бала – вовсе не олигархи, а обычные представители городской интеллигенции: преподаватели, учителя, врачи, офисные менеджеры, студенты, предприниматели. На этот вопрос участники Исторического общества «Бал в русской усадьбе» отвечали по-разному. Так организатор бала, председатель Исторического общества «Бал в русской усадьбе» Александр Борисович Семилеткин, объяснил, что мы не в праве забывать такой значимый пласт русской культуры и русской традиции, как бал. Великолепную эстетику балов XIX века, созданную нашими предками, необходимо не только сохранить, и по возможности возродить. А вместе с ними возродить истинно русскую модель поведения в обществе, предписывающую соблюдение кодекса чести и строгих правил, оберегающих достоинство человека. Другие участники общества говорят, что для них совершенно неприемлема доведенная до полного примитивизма и даже абсурда современная массовая культура. То, как сегодня развлекается молодежь в ночных клубах, напоминает скорее танцы дикарей африканских племен. Так неужели мы, подчиняясь сею минутной моде, перечеркнем все культурное наследие европейской цивилизации и отечественной культуры? Многие участники бала говорили о том, что костюмы XIX века, значительно влияют на внутреннее состояние, как говорится, форма влияет на содержание. Девушки в бальных платьях не могут вести себя вульгарно, как и мужчины, надев фрак или форму офицера императорской армии, не могут быть неучтивыми с дамами или вести себя неподобающим образом. Это состояние остается с ними после того, как они возвращаются к обыденной жизни. Мне напомнили также, что балы в XVIII-XIX веках являлись не только способом развлечения элиты, но публичной демонстрации личных качеств. Если вспомнить значение слова «elite» (англ., фр.), то буквально оно означает избранный, лучший. Подразумевается, что люди, входящие в ту или иную элиту обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, высокими морально-этическими качествами, компетентностью по сравнению со средними показателями. На элиту, как на эталон, ориентируется основная масса общества. Участники бала - представители российской элиты, должны были продемонстрировать немалые способности и навыки, которым обучались с раннего детства. Сюда относились: хорошее образование и спортивная подготовка, умение держаться в седле и владение оружием, умение танцевать и знание строгих правил этикета, знание иностранных языков и владение музыкальными инструментами, способность поддержать разговор на темы, связанные с европейской культурой и умение грамотно, со вкусом одеваться. Как видим, участие в бале становилось серьезным испытанием для молодых людей, и от того как проходил их дебют, порой, зависела будущая карьера. Последние годы в России традиция проведения балов возрождается. Но, если кто-то думает, что это новое развлечение современных нуворишей, то глубоко ошибется. На самом деле членами исторических обществ, как правило, являются представители интеллигенции и среднего класса. Основные условия участия в бале: строгий дресс-код и умение танцевать вынуждают их нести серьезные расходы. Так пошив костюма по лекалам XIX века обойдется от 10 тысяч и выше. Кроме того необходимо регулярно брать уроки танцев, посещать лекции по истории, оплачивать мастер-классы по прическам и аксессуарам. Так что подготовка к первому балу занимает порой от года до трех упорной работы. Чтобы попасть на бал, придется, словно Золушке, много потрудиться. И все же результат превзойдет ожидания, изменив в корне жизнь. Кстати, скоро новый бал. А Вы там будете? Галина Савинич P.S. Для справки Первые балы начали проводить в Европе в XV веке, а с 1718 года, по указу Петра I, стали проводится и в России. С особым размахом балы проводились при Екатерине II. Любимая поговорка императрицы: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Порой балы, проходившие при русском дворе, своим блеском и пышностью, превосъходили великолепие Венских и Версальских балов. В XIX веке традиция русских балов, превратилась в важнейший культурный пласт, в целую науку. Во всех военных учебных заведениях Российской империи предмет «бальные танцы» был столь же обязательным, как и строевая подготовка. В России часто проводили благотворительные балы, билеты на которые стоили довольно дорого. Вся выручка перечислялась на помощь нуждающимся или пострадавшим в ходе военных действий. Сегодня законодателем бальной культуры является Австрия. Например, в Вене ежегодно проводиться около 300 балов. Среди них балы: университетские, офицеров, предпринимателей, фармацевтов, кондитеров, врачей охотников и так далее. Но самый грандиозный - это Wiener Opernball (Венский Оперный бал), в котором принимают участие до 5000 человек. Первый танец полонез может продолжаться до часу, поскольку в нем участвуют до 200 пар дебютантов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделись ссылкой

Еще больше новостей